Век скоро кончится, но раньше кончусь я.
Это, боюсь, не вопрос чутья.
Скорее — влиянье небытия 
на бытие. Охотника, так сказать, на дичь —
будь то сердечная мышца или кирпич.
Мы слышим, как свищет бич, 
пытаясь припомнить отчества тех, кто нас любил,
барахтаясь в скользких руках лепил.
Мир больше не тот, что был 
прежде, когда в нем царили страх, абажур, фокстрот,
кушетка и комбинация, соль острот.
Кто думал, что их сотрет, 
как резинкой с бумаги усилья карандаша,
время? Никто, ни одна душа.
Однако время, шурша, 
сделало именно это. Поди его упрекни.
Теперь повсюду антенны, подростки, пни
вместо деревьев. Ни 
в кафе не встретить сподвижника, раздавленного судьбой,
ни в баре уставшего пробовать возвыситься над собой
ангела в голубой 
юбке и кофточке. Всюду полно людей,
стоящих то плотной толпой, то в виде очередей;
тиран уже не злодей, 
но посредственность. Также автомобиль
больше не роскошь, но способ выбить пыль
из улицы, где костыль 
инвалида, поди, навсегда умолк;
и ребенок считает, что серый волк
страшней, чем пехотный полк. 
И как-то тянет все чаще прикладывать носовой
к органу зрения, занятому листвой,
принимая на свой 
счет возникающий в ней пробел,
глаголы в прошедшем времени, букву ‘л’,
арию, что пропел 
голос кукушки. Теперь он звучит грубей,
чем тот же Каварадосси — примерно как ‘хоть убей’
или ‘больше не пей’ — 
и рука выпускает пустой графин.
Однако в дверях не священник и не раввин,
но эра по кличке фин- 
де-сьекль. Модно все черное: сорочка, чулки, белье.
Когда в результате вы все это с нее
стаскиваете, жилье 
озаряется светом примерно в тридцать ватт,
но с уст вместо радостного ‘виват!’
срывается ‘виноват’. 
Новые времена! Печальные времена!
Вещи в витринах, носящие собственные имена,
делятся ими на 
те, которыми вы в состоянии пользоваться, и те,
которые, по собственной темноте,
вы приравниваете к мечте 
человечества — в сущности, от него
другого ждать не приходится — о нео-
душевленности холуя и о 
вообще анонимности. Это, увы, итог
размножения, чей исток
не брюки и не Восток, 
но электричество. Век на исходе. Бег
времени требует жертвы, развалины. Баальбек
его не устраивает; человек 
тоже. Подай ему чувства, мысли, плюс
воспоминания. Таков аппетит и вкус
времени. Не тороплюсь, 
но подаю. Я не трус; я готов быть предметом из
прошлого, если таков каприз
времени, сверху вниз 
смотрящего — или через плечо —
на свою добычу, на то, что еще
шевелится и горячо 
наощупь. Я готов, чтоб меня песком
занесло и чтоб на меня пешком
путешествующий глазком 
объектива не посмотрел и не
исполнился сильных чувств. По мне,
движущееся вовне 
время не стоит внимания. Движущееся назад
сто’ит, или стои’т, как иной фасад,
смахивая то на сад, 
то на партию в шахматы. Век был, в конце концов,
неплох. Разве что мертвецов
в избытке — но и жильцов, 
исключая автора данных строк,
тоже хоть отбавляй, и впрок
впору, давая срок, 
мариновать или сбивать их в сыр
в камерной версии черных дыр,
в космосе. Либо — самый мир 
сфотографировать и размножить — шесть
на девять, что исключает лесть —
чтоб им после не лезть 
впопыхах друг на дружку, как штабель дров.
Под аккомпанемент авиакатастроф,
век кончается; Проф. 
бубнит, тыча пальцем вверх, о слоях земной
атмосферы, что объясняет зной,
а не как из одной 
точки попасть туда, где к составу туч
примешиваются наши ‘спаси’, ‘не мучь’,
‘прости’, вынуждая луч 
разменивать его золото на серебро.
Но век, собирая свое добро,
расценивает как ретро 
и это. На полюсе лает лайка и реет флаг.
На западе глядят на Восток в кулак,
видят забор, барак, 
в котором царит оживление. Вспугнуты лесом рук,
птицы вспархивают и летят на юг,
где есть арык, урюк, 
пальма, тюрбаны, и где-то звучит там-там.
Но, присматриваясь к чужим чертам,
ясно, что там и там 
главное сходство между простым пятном
и, скажем, классическим полотном
в том, что вы их в одном 
экземпляре не встретите. Природа, как бард вчера —
копирку, как мысль чела —
букву, как рой — пчела, 
искренне ценит принцип массовости, тираж,
страшась исключительности, пропаж
энергии, лучший страж 
каковой есть распущенность. Пространство заселено.
Трению времени о него вольно
усиливаться сколько влезет. Но 
ваше веко смыкается. Только одни моря
невозмутимо синеют, издали говоря
то слово ‘заря’, то — ‘зря’. 
И, услышавши это, хочется бросить рыть
землю, сесть на пароход и плыть,
и плыть — не с целью открыть 
остров или растенье, прелесть иных широт,
новые организмы, но ровно наоборот;
главным образом — рот.
__________________
Fin de siecle — конец века (франц.).
 
                     
                             
                                                